Йога и медитация

Meditation

Вилома пранаяма


Буквально: «не вдоль и не против волос» («ви» — отрицание).
При выполнении этого дыхательного упражнения происходит тренинг и оптимизация процессов возбуждения и торможения в дыхательном центре головного мозга.

Первая стадия. Вдох и выдох осуществляем через две ноздри. Выдохните, полностью освободив легкие, и начинайте вдох. Спокойно вдыхайте в течение 2 секунд и сделайте паузу, задержав дыхание на 2 секунды, снова продолжайте вдох в течение 2 секунд, и снова пауза — 2 секунды, и так продолжайте, пока легкие не наполнятся воздухом. Теперь задержите дыхание на 5—10 секунд, одновременно выполнив Джаландхара и Мула бандхи. Выдыхайте спокойно, медленно и глубоко, с придыхательным звуком (хм).

Повторите подряд 10—15 циклов. Дыхание полезно при гипотонии.
Вторая стадия. Выполните медленный спокойный вдох без всяких пауз, как в Уджайи. Наполните легкие. Задержите дыхание на 5—10 секунд, одновременно выполнив шейный и корневой узел. Выдыхайте в течение 2 секунд и сделайте паузу 2 секунды. Продолжайте таким образом до полного опустошения легких. Затем следует спокойный естественный вдох. Повторите 10—15 раз.

Обязательно во время кратковременных задержек (2 секунды) внимание сосредоточьте на максимальном расслаблении всего тела. По мере повторения цикла вдох становится все более естественным и легким. С легкостью вдоха приходит и облегчение. Это дыхание полезно людям с повышенным кровяным давлением, так как снимает напряженный сосудистый тонус, нормализует кровоснабжение при сердечных и головных болях, при приступе стенокардии и других вегетоневрозах.

Людям с жалобами на сердце следует выполнять только вторую стадию и только лежа. Затем выполнить Савасану. Как вы заметили, прерывистый вдох по продолжительности длиннее плавного, непрерывного выдоха или вдоха и по существу каждая из этих стадий, взятая в отдельности, является более легким вариантом Пратилома или Анулома пранаямы.

После освоения двух стадий Вилома пранаямы осваиваем это дыхание, объединив обе стадии в одно непрерывное дыхательное упражнение, то есть вдох и выдох прерывистый, с 4—5 остановками. Сначала осваиваем только вдох и выдох,— причем по продолжительности они равны. Затем включаем в цикл дыхания задержку после выдоха с удержанием шейного и среднего узла. И завершаем освоение упражнения включением паузы после вдоха, обе паузы также равны, с удержанием соответствующих бандх.

Благодаря этому способу дыхания разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком дыхании. Так, например, при эмоциональном потрясении у людей с нарушенной регуляцией дыхания резко изменяется глубина и частота дыхания. Глубокий вдох посылает мощный нервный импульс в дыхательный центр мозга, создает там перевозбуждение, что ведет к сужению сосудов и повышению артериального давления, к усилению болей в сердце и даже к обмороку. Кстати, это относится и к, вполне, здоровым людям и даже спортсменам. Медики знают, что глубокое дыхание (гипервентиляция) в состоянии относительного покоя приводит к головокружению, а иногда к обмороку. При гипервентиляции в крови резко понижается концентрация углекислого газа, что приводит к резкому сужению сосудов головного мозга и к ухудшению кровоснабжения мозга. Сама природа подсказала нам необходимый тип дыхательного упражнения и дала отличное средство защиты от подобных перегрузок— это смех и плач.

Все мы знаем, что даже положительные эмоции (не говоря уже об отрицательных) могут принести ущерб, если не сопровождаются смехом, который можно рассматривать, как серию коротких, последовательных выдохов. Эти-то выдохи и дробят опасный поток импульсов и снимают чрезмерное возбуждение дыхательного центра. Вот почему, посмеявшись, человек чувствует приятное ощущение расслабления, а выплакавшись после тяжелого потрясения, испытывает прилив сил и облегчение. (Плач можно рассматривать как серию вдохов, коротких всхлипов.)

Практикуя Вилома пранаяму, мы, не только проводим тренинг дыхательной системы, развивая устойчивость организма к кислородному голоданию, тем самым повышая резервы нервной системы, но и обретаем возможность приводить в равновесие нашу психику.

Метки: , ,