Ад

Почему пьют алкоголики?


Пьют потому, что, кроме физической зависимости, имеется и психическая: они нуждаются в общении, но общении необременительном, поверхностном, не требующем духовных затрат.
Алконавт

Ядро алкогольной субкультуры всегда составляют люди с выраженной алкогольной зависимостью. Почему конкретный человек втягивается именно в алкогольную субкультуру, почему открывает для себя именно ее? Вопрос очень сложный, для каждого индивидуальный. На эту тему можно сказать только одно: все мы родом из детства, оттуда, от взаимоотношений с родителями совсем не обязательно алкоголиками) идут проблемы, которые человек решает всю жизнь. Но с влияния детства, семьи и окружения на формирование ребенка мы будет говорить отдельно. А сегодня вернемся к алкогольному общению. Оно всегда необременительно, ни к чему не обязывает. Только в компании таких же пьяных людей человек ощущает повышенное настроение, прилив сил, безмятежность. Эта легкая, бессодержательная атмосфера, не создающая обязанностей перед другими людьми, как магнитом притягивает к себе человека, имеющего трудности общения в трезвом, нормальном обществе. Чем больше уязвим в отношении алкоголя человек, тем затруднительное общение в трезвом обществе. Поэтому алкоголики легко принимают правила и нормы алкогольной субкультуры. Обычно одного физиологического действия алкоголя бывает недостаточно, и алкоголик старается “облагородить” свое пьянство психологическими приправами, создавая определенные ритуалы, умозаключения, фактически, алкогольную религию. Это и общепринятые объяснения действия спиртного: лекарство от болезней, от скуки, плохого настроения, для храбрости и т.д. Это и выработка определенных стереотипов опьянения: манеры пития, дозировок, темпов приема спиртного, формы поведения в состоянии опьянения. Если угодно, это совершенствование в пьянстве.

И сейчас мы с вами окунемся в атмосферу алкогольной компании, чтобы понять, что же в ней происходит. Основным признаком такого сборища я бы назвала благодушие. Все становятся близкими, отзывчивыми, располагающими к откровенности. Это место, где можно излить душу. Возникает иллюзия, что все — “друзья”. Темы разговоров стереотипны, касаются прежних выпивок с глубокомысленными рассуждениями о пользе спиртного. Безоговорочно одобряется желание каждого выпить. Общая алкогольная тематика делает всех равными. Каждый может вспомнить свои алкогольные похождения, каждый может высказать свои соображения на предмет необыкновенной пользы спиртного. В большом почете примитивный алкогольный юмор, непристойные анекдоты. Малопонятные и серьезные темы не одобряются.

Очень значимо неречевое общение. Оживление мимики, жестов, поглаживания, объятия, пожимание рук создают ощущение всеобщей любви и доверия, атмосферу согласия и общности: “все мы здесь пьяны и непристойны, но не осуждаем друг друга”. Поэтому участники выпивки строго следят, чтобы пили “на равных“. Неосознаваемый, но обязательный принцип: пусть мы напиваемся до скотского состояния, но все мы равны друг перед другом. А поскольку внушаемость при алкоголизме резко усиливается, то человеку чрезвычайно трудно противостоять такой атмосфере. Психологическая обработка члена алкогольного сообщества бывает такой мощной, что оказывается нередко сильнее, чем любые медицинские, семейные и общественные противовесы. Да и где в трезвом обществе он получит такой психологический комфорт, где еще его будут принимать так безоговорочно, с такой радостью, были бы деньги!

Возникает привычное “стадное” чувство, свойственное людям духовно незрелым: я как все, я часть этого сообщества, здесь меня одобряют, хвалят, подтверждают правоту моих взглядов.. Среди них я — хороший, я — свой. Стремление быть “как все” мешает даже людям, твердо решившимся отказаться от спиртного. В работе с больными, обратившимися за психотерапевтическим лечением, приходится очень серьезно прорабатывать этот момент. Я называю его “состояние Белой Вороны”.

- Что же, я буду среди всех белой вороной? – А достойнее быть серой вороной в стае?

Честно говоря, и судить за это трудно. Все мы воспитаны в духе бездумного коллективизма. Десятилетиями внедрялась в сознание психология “винтиков”, толпы, где любое проявление индивидуальности, непохожести, собственного стиля жизни вызывает неодобрение толпы. Белых ворон заклевывают и выбрасывают из стаи, потому что главный принцип стаи — не высовываться.

Но вернемся к нашей алкогольной компании, к ее атмосфере всеобщей любви, уважения, когда поощряются любые, в том числе и запретные формы поведения, где приветствуется все, кроме трезвости. Эмоциональное состояние ее членов в корне отличается от нашего трезвого взгляда на мир. Трудности, страхи, тревоги, неуверенность в завтрашнем дне, свойственная нам, здоровым, совершенно исчезает у алкоголика. У него все наоборот. Пьяная уверенность в своих силах, алкогольное “философское” отношение к жизни, конфликтам и семейным трудностям. Появляются надежды на “хорошую” жизнь, чудесное изменение собственной судьбы. Очень в ходу в таких компаниях коллективные фантазирования на тему о “прекрасном будущем”, грандиозные проекты переустройства жизни. Вам что-нибудь это напоминает? Всмотритесь в детей с их верой в чудо и безоблачное будущее, которое Санта-Клаус положит под рождественскую елку. Эта инфантильная, детская система ожиданий свойственна и алкоголикам. Главное среди “ожиданий” — установка на получение социальной поддержки: похвала, участие, заинтересованность в личности человека, “мужское общество”, которое они представляют как дружественный союз “свободных мужчин”.

И если детей разочарование ждет через десяток лет, когда они столкнутся с истинной жизнью, то у алкоголика оно наступит утром, когда все фантазии исчезнут вместе с пришедшим похмельем. Утором остаются лишь физические страдания, депрессия, угрызения совести и мрачная безысходность. А вечером… Вечером все начнется сначала

Метки: ,