Йога и медитация

Мантры и их применение в практике йоги


В переводе с санскрита слово «мантра» означает: «ман» — ум, «тра» — освобождение.

Обычно слово «мантра» трактуется как «священная формула», «орудие духа» или как «молитвенное изречение». Б индуистской традиции каждая мантра имеет свой определенный сакральный смысл. Мантра может состоять как из нескольких звуков, так и из одного или нескольких слов или фраз, образующих вместе определенный текст. Несколько фраз, объединенных по своему содержанию в небольшой священный стих, называются «мантрам», а непрерывное, длительное произнесение мантры носит название «джапа».

В йоге существует определенное течение, называемое мантра-йога. Эзотерические истоки Мантра-йоги базируются на теории о вселенских вибрациях. Согласно ей все объекты мироздания при своем существовании, движении и взаимодействии с другими телами создают определенные вибрации, которые могут в той или иной мере воздействовать на человека. Нас же в этом учении прежде всего интересует практическая сторона, то есть все то, что можно использовать для активного и сознательного управления взаимосвязями в организме посредством вибрации.

Создавая те или иные вибрации и подвергаясь их воздействию, человек может целенаправленно вмешиваться в управление живыми системами «Пранаяма». Резонансные упражнения). При помощи определенных вибраций мы можем оказывать воздействие на физиологические процессы в клетках, органах и системах. Сейчас мы рассмотрим еще один аспект этой проблемы: как при помощи мантр можно воздействовать на психические процессы и управлять ими в желаемом направлении.

Примечание:

Практика мантр традиционно считается элементом религиозного культа, однако воздействие мантр на человека является объективным фактором и обладает полезным действием. Для религиозного человека мантра, — это прежде всего обращение к внутренней энергии Бога, Космоса. Эффект действия мантр не вызывает у него сомнения и будет максимален из-за того, что его сознание уже подготовлено к успеху. Попробуем рассмотреть это воздействие с позиции логики.

Итак, давайте проанализируем основные положительные факторы воздействия мантр. Общеизвестно, что практика йоги строится на системе морально-нравственных принципов ямы и ниямы. Особое внимание при этом уделяется состоянию психики и ума перед началом занятий. Об этом мы говорили во второй главе книги. Еще один способ приведения психики в состояние покоя — использование мантры.

Примечание:

Произносить мантру нужно не скороговоркой, это не просто проговаривание слов; обязательное условие — отсутствие у произносящего иных звуков, мыслей и образов, которые не соответствуют данной мантре. Мантру можно произносить, проговаривать про себя или слушать ее,- главное— отключить сознание от внешних и внутренних помех и проблем.

Методика упражнения

Предварительно выберите и выучите мантру. Она должна быть не слишком велика. Лучше цикличные повторения короткой мантры, чем чтение одной длинной. Произнесите мантру (вслух или мысленно, в зависимости от условий), отключив свое сознание от проблем, не давая мыслям уйти в сторону. Произносите медленно, нараспев, но четко и без задержек между слогами, на одной ноте в течение 1—2 минут. Положительный результат вы почувствуете уже через 10—20 секунд.

В результате практикующий приобретает элементарные навыки быстрого и эффективного способа успокоения психики и снятия стресса. Чтение мантр полезно также при наступлении умственной и эмоциональной усталости, способствует общей релаксации, так как непрерывная концентрация на звукосочетаниях, не связанных с повседневной деятельностью, переключает психику и снижает эффективность воздействия предыдущей психической деятельности.

Примеры мантр приведены в конце приложения. Желательно знать священный смысл произносимой мантры, это помогает лучше и быстрее переключать свое Сознание и настраивать его на нужное состояние,

Так, например, мантра «ОМ» («АУМ») является звуковым воплощением понятия Абсолют. А также означает прошлое, настоящее и будущее: ум, дух, материю и многое другое.

Патанджали в «Йога-сутрах» говорит так: «Выражающее его (Бога, Духовное начало) слово есть ОМ» (Гл. 1, п. 27). «Его повторение и сосредоточение на его значении» (Гл. 1, п. 28). «Следствие этого — постижение истинной сущности сознания и устранение препятствий» (Гл.1, п. 29).

Практика одних и тех же мантр может выполняться на разных уровнях сложности и соответственно этому решаются разные задачи. Так, например, если вашей целью является не просто достижение психо-эмоционального равновесия, то необходимо изменить технику работы с мантрами в соответствии с поставленной задачей.

Каждому из слогов шестисложной мантры «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» соответствует определенный цвет: белый, красный, синий, зеленый, желтый и дымчатый.
Сядьте в удобную позу, расслабьтесь, закройте глаза. Вместе с медленным прочтением (мысленно или вслух) каждого слога мантры, постарайтесь увидеть, представить себе экран, окрашенный цветом, который меняется соответственно слогам. Продолжительность -1—5 минут.

Повторение мантры (джапа) с созерцанием тех образов, которые при этом рождаются, развивает образное мышление, что очень важно при освоении высших ступеней йоги, способствует сосредоточенности ума, улучшает все реакции психики и вызывает эмоциональное равновесие. (Вначале можете использовать более простую мантру «А-У-М»).

Следующее упражнение можно использовать при освоении пятой ступени йоги — Пратьяхары.

Сядьте в удобную позу, закройте глаза и расслабьтесь душой и телом. Сосредоточьтесь на каком-нибудь постоянном источнике звука. Остальные звуки становятся для вас неинтересными, они просто помеха. Существуете только вы и избранный вами звук. Ваше сознание растворяется в этом звуке, находящемся вне вас. Вслушайтесь в себя, это внешний источник звука отражается в вас, вызывая определенным вибрации в вашем теле. Постарайтесь определить, где именно происходит эта вибрация, какая часть вашего «Я» резонирует на внешний источник звука. Сосредоточьтесь на внутренних звуках, попытайтесь их услышать и выделить главный. Постепенно вы начнете слышать какой-то неясный звук. Он будет прослушиваться на фоне более грубых шумов, вызванных движением крови, биением сердца и т.д. Однако параллельно этим шумам начинает проявляться и ваш «внутренний» звук. Но вот вы поняли, откуда он происходит и вам уже не нужен тот первоначальный, внешний источник звука. Вас начинает как бы отделять легкая завеса, скрывающая от вас все посторонние шумы. Баше сознание полностью растворяется во «внутреннем» звуке. В зависимости от степени концентрации он будет то появляться, то исчезать. Старайтесь не упускать его как можно дольше. Продолжительность упражнения 10—15 минут.

Первоначальная концентрация ученика на внешнем источнике звука приводит к обострению остроты слуха. Улучшается способность к концентрации сознания. Слушание внутреннего звука является своего рода «входом во внутренний мир», мир подсознания, и тем самым открывает безграничные возможности…

Примечание:

Для «мантра-медитаций» целесообразно использовать звукосочетания, не имеющие понятийного смысла (или, вернее, смысла которых вы не знаете или не помните в деталях). Это необходимо для того, чтобы вы не вдумывались в смысл каждого звука мантры. Ваше внимание в этом упражнении должно быть поглощено только непрерывностью, порядком и правильностью произнесенных звуков.

Наиболее широкую известность из этой группы упражнений получила Маха-мантра кришнаитов (вайшнавов). Полный цикл повторов этой мантры составляет 108 раз, после чего пение начинается снова. Для правильного счета используются четки со 108 маленькими бусинками, после которых идет одна большая. Тем самым внимание постоянно приковано только к произношению мантры. Продолжительность упражнения 30—60 минут и более.

Практикующий входит в состояние транса (измененного состояния сознания), в котором он испытывает чувство восторга и легкого приятного парения и которое оказывает благоприятное воздействие на психику. Состояние транса усиливается и наступает быстрее, если выполняется в группе, то есть если человек не только произносит мантру, но и одновременно ее слушает в сочетании с ритмическими движениями всей группы и в сопровождении определенной музыки. Все это мы и наблюдаем в культовой практике кришнаитов. Но если религиозный человек воспринимает такое состояние психики, как знамение свыше, то нас прежде всего интересует в этом упражнении то, что психика остановится более устойчивой к стрессам, наступает умственная и эмоциональная релаксация, а главное— упражнение является прекрасным методом улучшения и развития способностей к концентрации сознания. Кстати, все эти положительные результаты достигаются, даже если вам не удалось войти в состояние транса, что происходит довольно часто. Дело в том, что для разных людей необходимы разные подходы и группы упражнений. Поэтому ученик должен опытным путем определить выбор того или иного упражнения, не забывая об общей направленности занятий.

В завершение хочу сказать, что мантры не обязательно должны быть на санскрите или на каком-нибудь другом языке. Они могут быть и на русском, более того, вы сами можете составлять их, что собственно мы и делаем в этой книге (гл. 2) — это формулы самовнушения, молитва себе.

Примечание:

Если вы решили сами составить формулу самовнушения, соблюдайте следующие правила: текст должен быть повелительно-возвышенным и обязательно утвердительным, так как подсознание не приемлет отрицания.

Метки: ,