Чем чреваты высокие технологии спортсменам


Высокие технологии в мире спорта обычно ограничиваются сферой применения в телетрансляциях, экипировке и подготовке спортсменов. В бытовых сферах как мебель, детские кроватки высокие технологии закрепились давно (http://www.mpartya.ru/). Но потихоньку проникают и на сами игровые площадки, чтобы влиять на исходы спортивных событий. В теннисе, например, достаточно широко распространена система «Орлиный глаз», позволяющая рассчитать и указать с точностью до миллиметров пятно касания мячом корта. У лыжников внедряются транспондерные датчики для определения первенства при плотном финише, а пятиборцы бегают сейчас с лазерными пистолетами. Правда, в чем смысл нововведений у последних, сложно сказать, наверное, так кому-то показалось «прикольным».

Но в виде спорта номер один – футболе, дядечки с животами и лысинами, которые по странному стечению обстоятельств решают, по каким правилам играть молодым и спортивным атлетам, прочно стоят на защите «духа футбола» и сопротивляются нововведениям. Но и их постепенно проламывают. В Англии уже используют электронные системы для определения того, пересек ли мяч линию ворот. Много разговоров идет и об использовании искусственного разума для определения офсайдов. Но оказалось, прийти на помощь компьютер может и в ситуациях, за которые одна часть фанатов яростно критикует и «чужих», и «своих» футболистов, а вторая – для «своих» трактует как «это тоже часть футбола», а «чужих» яростно критикует. Речь идет о симуляциях травм, когда футболист после контакта с соперником катается по полю от жуткой боли. Как показывает практика, некоторые футболисты явно склонны преувеличивать свои страдания, провоцируя арбитра на карточку или удаление противнику и затягивая заодно время.

В исследовании, опубликованным группой ученых из Института нейронных вычислений в Сан-Диего, были приведены данные о работе созданного ими программного комплекса по распознаванию по видео уровня боли, испытываемой человеком. В сравнительном эксперименте группе добровольцев и программе демонстрировался ряд видео, в которых люди испытывали боль по-настоящему и симулировали. Оказалось, что человек в среднем верно определяет степень боли только в пятидесяти процентах случаев, в то время как искусственный интеллект с весьма замороченными паттернами распознавания определял симулянтов с точностью в 85 процентов.

Разумеется, о практическом применении в обозримом будущем речи не идет, да и вообще, подобное вмешательство бездушной машины в определение эмоциональных состояний человека многим видится весьма неоднозначным по этическим и моральным соображениям. Так что пока таланты из странствующих спортивных театров могут спать, падать и страдать совершенно спокойно. Но вода камень точит.