Значение плана (расписания)

При умственной работе систематичность и плановость имеют не меньшее значение, чей при любой: другой деятельности. Необходимо выработать привычку к систематической ежедневной умственной работе определенной продолжительности и в определенные часы. В связи с этим приобретает особое значение составление Плана, работы, выражающегося в перечне и в определении объема заеданий и в распределении их во времени (расписание).

Всякую, умственную работу, особенно большую и сложную, следует расчленить на части, на «уроки», установив время и последовательность их выполнения. План и является конкретным перечнем ближайших действий, ежедневно осуществляемых, для достижения поставленной цели.

Наличие плана, а также систематический контроль за его выполнением дисциплинируют, предохраняют от бесцельной траты времени, вносят организованность и целенаправленность в нашу повседневную жизнь. Существование плана работы, а серьезное к нему отношение воспитывают важное качество бережливого, хозяйственного отношения к часам и минутам трудового дня.

Будьте точны и организованы, аккуратны и дисциплинированы. План должен быть кратким и содержать примерно такие графы: а) характер работы («чтение такой-то книги — столько-то страниц; перевод с иностранного языка — столько-то; конспектирование такого-то материала, черчение и т.д.), б) время, отведенное время для этой работы, и в) отметка об наполнения. Чтобы не загромождать алана, в него можно не заносить, заданий, уже регламентированных по другому, обязательному для исполнения расписанию (например, для студента посещение в определенные дни и часы лекций, семинаров и практических занятий).

Лицам, не имеющим достаточного опыта в вопросах планирования своей работы, рекомендуется составлять план на 1—2 дня и затем постепенно переходить на более продолжительные, сроки (недели, декада). Перед составлением нового плана, что удобнее делать накануне вечером, необходимо обязательно проверить выполнение старого, и если выяснится, что произошли ошибки в расчетах, их следует тщательно проанализировать и учесть при составлении дальнейшего плана, в котором следует также предусмотреть небольшой резерв времени (в пределах 5—10%) для непредвиденных и возникающих в процессе работы затруднений. Но, продумав и составив план, всячески следует добиваться его полного и своевременного выполнения. Преодоление неизбежных при этом препятствий и трудностей укрепляет волю, повышает уверенность в своих силах, способствует бодрому, хорошему настроению».

При распределении в течение дня заданий во времени в зависимости от их сложности и трудности следует учитывать, что в умственном труде, как и во всяком деле, имеется первоначальный период втягивания в работу, за которым наступает период наиболее энергичного функционирования, сменяющийся к концу рабочего дня некоторым снижением продуктивности. Исходя из этой общей физиологической закономерности, можно рекомендовать начинать рабочий день с выполнения заданий средней тяжести, затем переходить к работам, требующим наибольшего умственного напряжения, оставляя самые легкие задания на конец рабочего дня.

Однако нужно учитывать, что есть два основных типа умственной трудоспособности. У одних людей лучше всего работа спорится в первые часы занятий, «первый порыв» является у них наиболее продуктивным, но он быстро сменяется утомлением. Таким лицам следует предусмотреть начало занятий с наиболее трудных для них заданий и постепенный переход к более легким.

Люди другого типа в начале работы, даже после продолжительного отдыха, испытывают известную вялость, заторможенность, даже сонливость и, лишь как бы «раскачавшись» и набрав темпы в процессе труда, дают наибольшую эффективность к концу своего рабочего дня. Естественно, что этим работникам следует распределять задания таким образом, чтобы они начинали трудовой день с простой, знакомой и легкой работы и постепенно переходили от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

Правильно сочетая указанные общие принципы и индивидуальные особенности, каждый работник умственного труда может составить наиболее подходящий для себя распорядок ежедневных занятий.

Сложную умственную работу, особенно после перерыва) не следует начинать сразу в быстром темпе и с полной нагрузкой. Нужна известная постепенность. И. П. Павлов по этому поводу говорил: «Никогда сложную работу, как ты бы ни привык к ней, никогда не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности твоей».

При составлении расписания нужно также учесть, что для большей продуктивности умственного труда и преодоления утомления необходимо периодически менять предмет занятий.

Для творческих работников умственного труда, когда они создают что-то новое, оригинальное, необходимо в расписании их дня предусмотреть специальное время на «думанье».

Метки: , ,