рыбку съесть

Важность режима дня для трудящихся и бездельников

Давно установлено, что соблюдение режима дня влияет на состояние здоровья и работоспособность. Если человек постоянно нарушает свой естественный ритм – ложится спать под утро и встает поздно, к примеру, мало того, что он мало успеет сделать за день, но это также негативно скажется на его сердечно-сосудистой системе и давлении. Нужно радикальное изменение нездорового режима дня, двигательная активность, здоровый сон, правильное питание. И тогда проблем в организме будет меньше.

Также и для плодотворного умственного труда чрезвычайно важно соблюдение правильного режима, т. е. определенное чередование часов работы, отдыха и сна. При строгом ежедневном выполнении режима — умственные занятия, прием пищи, физические упражнения, а особенно подъем и отход ко сну в одно и то же время — у человека довольно быстро устанавливается связь между этими процессами, определенный порядок привычных действий, закрепленных цепью условных рефлексов, названный И. П. Павловым динамическим стереотипом.

Благодаря этому важному физиологическому свойству каждая предыдущая деятельность человека является как бы сигналом, толчком к последующей, она подготовляет организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности и способствует ее наилучшему осуществлению.

Образование динамического стереотипа значительно облегчает нашу жизнь и труд. Все виды профессиональной деятельности основываются на хорошо сложившихся и отшлифованных стереотипах. То же наблюдается и в быту, причем установившийся уклад жизни, режим дня, гигиенические навыки и привычки осуществляются тем легче, точнее и автоматичнее, чем прочнее они, закрепив ны в сложившемся стереотипе.

Динамичность стереотипа заключается в постоянном его изменении и усовершенствовании под влиянием окружающей среды. Обычно это происходит постепенно и незаметно, но иногда возможны и резкие изменения динамического стереотипа при внезапных новых требованиях жизни. В таких случаях перестройка сложившегося стереотипа осуществляется не просто и не легко.

И. П. Павлов подчеркивал, что внезапное изменение жизненного стереотипа может даже привести к общему срыву высшей нервной деятельности и к нервным заболеваниям. Поэтому наряду с воспитанием с ранних лет” рациональных навыков в учении и труде (стереотип) необходимо тренировать нервную систему подростка к быстрым переменам стереотипа (менять обстановку, занятия, приучать к самостоятельности).

Число часов, которое можно ежедневно отводить для продуктивной умственной работы, у разных людей различно. Оно зависит от возраста, здоровья, подготовки, тренировки, а самое главное — от отношения к труду (понимания важности, заинтересованности, увлечения).

Известно, что К. Маркс на протяжении ряда лет ежедневно 10 часов занимался экономикой, а в свободные часы — высшей математикой. Писатель Бальзак, отличавшийся большой трудоспособностью, как-то сказал: «Двадцать четыре часа, из которых семь принадлежит сну, всегда очень коротки». И. П. Павлов, будучи уже в преклонных годах н с ослабленным здоровьем, благодаря соблюдению строгого режима ежедневно занимался по 10 часов.

Французский ученый Дюканж в течение всей своей продолжительной жизни работал по 14 часов в сутки. Один раз в жизни — в день своей женитьбы — он нару¬шил это правило и занимался 12 часов. Продолжительность рабочего дня ученого Литтре, прожившего почти 80 лет, достигала 17—18 часов в сутки.

Хотя приведенные примеры и являются исключениями, можно все же считать 10—11 часов продуктивной работы в сутки средней нормой для здорового работника умственного Труда. Вначале, не имея еще достаточного опыта систематической плановой – работы, можно начинать с более скромного расписания, рассчитанного на 7—8 часов работы, а затем постепенно удлинять. продолжительность своего рабочего дня до указанных пределов.

Лучшими часами для умственной работы принято считать утренние. Недаром говорится, что «утро вечера мудренее». И. П. Павлов горячо рекомендовал своим ученикам серьезную работу выполнять в утренние часы,, когда мозг отдохнул после целебного и освежающего ночного сна.

Однако это не абсолютное правило. Некоторые работники умственного труда — Д. И. Менделеев, О. Бальзак — предпочитали заниматься в вечерние или даже в ночные часы. И. П. Павлов работал в утренние и в поздние вечерние часы. Для такого распределения занятий имеются и некоторые научные обоснования. Так, акад. В. М. Бехтерев, исследуя умственную продуктивность в различные часы дня, установил, что быстрота умственных процессов возрастает с утра до полудня, затем наступает некоторое их падение до 5 часов дня, после чего начинается новый подъем до 9 часов, вечера, лишь после этого Сменяющийся понижением трудоспособности. Некоторые школьные методисты утверждают, что учащиеся в первые утренние часы усваивают меньше, чем в последующие, и лишь потом постепенно начинает оказываться утомление. Из сказанного вытекает, что продуктивно заниматься умственным трудом можно и нужно как в утренние, так а в вечерние часы.

Перерывы в умственной работе рекомендуется делать, как правило, частые н короткие, но следует учитывать индивидуальные взаимоотношения двух основных сторон Каждого труда — упражняемости и утомляемости. В качестве схемы можно предложить: 1—2 часа работы — 10— 15 минут отдыха, 4—5 часов работы — 1 час отдыха.

Важно правильно и полноценно использовать эти короткие перерывы для отдыха. Основоположник русской физиологии И. М. Сеченов доказал, что наилучшей формой отдыха является не полный покой, а так называемый активный отдых, переключение на другой вид деятельности. У работников умственного труда успешнее всего снимает утомление перерыв, сопровождающийся физическими упражнениями. С этой точки зрения нельзя согласиться с некоторыми педагогами, которые запрещают учащимся побегать, поиграть, пошуметь во время перемен, а советуют чинно ходить или повторять задание к следующему уроку. Во время перерыва следует встать с рабочего места, выйти, из комнаты, в которой вы занимались. Очень важно одновременно пополнить дефицит в кислороде, образовавшийся в организме вследствие пребывания в закрытом помещении и длительного сидячего положения с ограниченными дыхательными движениями.

Поэтому необходим мо во время перерыва проветрить комнату. Если погода разрешает, полезно прогуляться, сделать несколько физических упражнений («размяться»). Легкую трехминутную разминку можно провести и в комнате у открытого окна или форточки.

С. А. Разумов рекомендует сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, прогибая при этом вперед поясницу, затем проделать несколько приседаний или других упражнений, в которых участвуют мышцы нижних конечностей, и, наконец, 3—4 раза сделать упражнения с поворотом туловища и шеи.

Исходя из целесообразности возможного переключения, старайтесь во время перерыва не думать о тех вопросах, над которыми вы только что работали, и не разговаривать на эти темы с товарищами и окружающими. Не следует во время перерыва заниматься какой-либо другой напряженной умственной работой, «например, играть в шахматы, решать сложную математическую задачу и т. п. Легкая беседа, шутки, веселье, смех — лучшая форма кратковременного отдыха.

Сделанные указания о режиме трудового дня и расписании полностью соответствуют выдвинутым известным физиологом Н. Е. Введенским пяти условиям достижения высокой умственной работоспособности: 1) постеленное вхождение в работу, 2) мерность и ритм работы, 3) последовательность и систематичность деятельности, 4) правильное чередование труда и отдыха, а также смела различных форм умственной работы и 5) благоприятное отношение общества к труду.

В заключение следует подвергнуть критике ссылки некоторых людей на невозможность соблюдать определенный режим и планово работать из-за перегруженности, а отсутствия времени. Прав в этом отношении Герой Советского Союза М. М. Громов, который писал: «Мне могут возразить, что не всегда есть возможность соблюдать режим. Это неверно. На основании своего личного опыта и наблюдений я должен сказать, что как бы вы на были заняты, вы всегда сможете соблюсти режим и тем самым сохранить и укрепить свое здоровье, а если оно расшатано, восстановить его».

К этому нужно добавить, что последовательно проводимый режим и правильно составленное расписание создают тот известный резерв времени, па, отсутствие которого так охотно жалуются некоторые любители неорганизованного труда.

Метки: , ,