Эффективная умственная деятельность

Важность организации трудовой деятельности

Целая армия специалистов занята в различных сферах деятельности: архитекторы, экономисты, юристы, писатели, композиторы, художники, артисты постоянно работают над повышением своей квалификации.

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что каждый четвертый человек в стране систематически учится. В связи с этим актуальной задачей психогигиены является научная разработка, и внедрение в широкие массы таких гигиенических правил и форм организации умственного труда, которые обеспечат наибольшую эффективность, высокие темпы и качество умственной работы при полном сохранении здоровья.Все можно устроить гораздо проще, но эффективнее. Гигиена умственного труда должна способствовать еще большему раскрытию духовных сил, волевых качеств и умственных способностей человека.

Положение, что правильно организованный и интересный труд — один из главных факторов, обеспечивающих нормальный образ жизни и долголетие, полностью распространяется и на умственную работу.

Многие считают труд человека источником заболеваний, однако ещё знаменитый медик Древней Греции Гиппократ более 2000 лет назад писал: «Праздность и ничего неделанье, ведут за собой порочность и нездоровье, напротив того, устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Можно привести имена» многих выдающихся представителен. Умственного труда, которые отличались огромной энергией и трудоспособностью я дожили до глубокой старости: Тициан жил 99 лет, Микеланджело — 90 лет, Гиппократ — 104 года, Ньютон — 90 лет.

Многие ученые и корифеи науки, внесшие большой вклад в мировую сокровищницу культуры, также достигли преклонного возраста, сохраняя до последних дней своей жизни ясность мысли и трудоспособность. Так, президент Академии наук СССР геолог А. П. Карпинский жил и работал до 88 лет; крупный советский биохимик академик А. Н. Бах дожил почти до 90 лет; почетный академик микробиолог, Н. Ф. Гамалея умер на 91-м году жизни; на 93-м году жизни скончался выдающийся советский ученый акад. И. Д. Зелинский. Великий физиолог, ученый с мировым именем акад. И. П. Павлов трудился до последних дней своей замечательной жизни, оборвавшейся на 86-м году. Писатель Л. Н. Толстой умер на 82-м году жизни. Почти 100 лет прожил известный казахский поэт Джамбул, до последних лет своей долгой жизни, писавший стихи.

Изучение биографии этих выдающихся людей показывает, что источником здоровья и энергии для них всегда был вдохновенный и систематический труд.

Умственный труд теснейшим образом связан» с высшей нервной {психической) деятельностью, которая в свою очередь является особым свойством высокоорганизованной материи — головного мозга. Возникший в процесса биологической эволюции и социально-исторического развития головной мозг человека со своими 14 миллиардами нервных клеток является тем особым, чрезвычайно сложным, тонким и высокоорганизованным механизмом, который создает для Человека почти безграничные возможности приспособления к действительности и активного воздействия на нее.

Учение о высшей нервной деятельности вскрыло физиологические закономерности умственных процессов. Этим был нанесен сокрушительный удар идеалистической философии и были созданы действительно научные материалистические основы понимания умственного труда и его правильной организации.

Установленные в прошлом опытным путем известные правила гигиены умственного труда получили в свете этого учения научное объяснение.

Физиология И. П. Павлова разъясняет сущность ряда гигиенических требований, которые предъявляются ко всей системе и обстановке умственного труда, указывает пути и методы борьбы с утомлением, обосновывает правильное построение режима труда, отдыха и сна при умственной работе, открывает большие творческие возможности для дальнейшей разработки комплекса вопросов организации умственного труда.

В то же время нельзя представлять себе вопрос об организации умственного труда упрощенно, т. е. что применение техники само по себе уже является достаточной гарантией высокой продуктивности умственного труда. Но так считают специалисты корпораций, а рационализаторы, пытающиеся с помощью различных канцелярских приборов, особой мебели и разнообразных патентованных аппаратов предотвратить негативные влияния на психику.

Это не означает, конечно, что надо отказываться от использования при умственной работе техники, в известной мере облегчающей труд, как, например, пишущие машинки, арифмометры, магнитофоны, наоборот, удобные книжные шкафы, письменные столы, вращающиеся этажерки и ящики для картотек должны получить значительно большее распространение и применение. Однако следует помнить, что в умственном труде как познавательном, так зачастую и в творческом процессе механические приспособления, удобная мебель и т. д. играют лишь вспомогательную и относительно незначительную роль.

Но совершенно неправильно и. представление некоторых людей, что умственный труд инженера, врача, педагога, а тем более ученого, писателя, художника, композитора, как хруд сугубо творческий и индивидуальный вообще не поддается организации и планированию и полностью зависит от способностей и таланта, от настроения и вдохновения. Такие суждения нередко являются лишь оправданием недостаточной собранности, дисциплинированности и организованности в работе, а иногда и просто лени.

Метки: , , ,