Развитие памяти

Развитие своей памяти абсолютно не возможно без способности концентрироваться. Если вы хотите помнить то, что хотите, постарайтесь проверить себя, чтобы увидеть, наблюдательны ли вы или нет. К примеру, возьмите карандаш, блокнот и запишите по памяти, что вы видели на своем письменном столе, например: «…на правом углу, лежит то и то, по центру – то и то…» Если вы смогли описать объекты только в общих чертах, увы, это значит, что ваше внимание рассеянно, а вы не очень наблюдательны. Чтобы научиться сосредотачивать свое внимание на предметах, нужно потренироваться.

Заведите себе какой-нибудь блокнот и в свободное время записывайте туда различные предметы, с которыми вы постоянно сталкиваетесь на работе или дома. Воспроизводите на бумаге свой путь, к примеру, на работу, а потом – с работы домой. Нужно выстроить в один ряд все объекты, которые вы видите – деревья, дома, разные постройки… А потом сверяйте свои заметки с объектами, которые вы внесли в свой блокнот. Потом вносите коррективы, дополнения.

Туда же вносите и разного рода «неопознанные объекты». К примеру, в где-то мелькнуло знакомое вам лицо, но вы не можете вспомнить, кто это такой. Или в беседе о кинофильме, который вы просмотрели, вы вдруг не запомнили имена главных героев или актеров, играющих главные роли.

Когда подобных объектов будет несколько, откройте блокнот и постарайтесь их всех вспомнить – когда и где вы могли встретиться с человеком, который показался вам знакомым. При каких обстоятельствах это было. Кто был при этом и т. д.

Развивать память таким образом можно не только специально отведенное для этого время, но и в любых условиях – в транспорте, на работе и т. д. Много времени это не займет, а польза будет очевидная. Более цепкой будет и так называемая «механическая память», которая по мере старения человека заметно ослабевает. Вот почему такие тренировки полезны людям зрелого и пожилого возраста. Очень важно тренироваться не раз от разу, а постоянно и систематически.

Память бывает непроизвольная – когда информация запоминается без особых усилий, как бы спонтанно. Также память бывает и произвольная – когда человек сознательно сосредотачивает, или фокусирует свое внимание на определенном предмете. В детстве у человека преобладает непроизвольный тип запоминания. Произвольный тип памяти активно формируется в школьные годы.

Уникальным феноменом памяти является так называемая «внутренняя речь» – мысленный разговор в словесной форме. Этим методом мы часто пользуемся для краткосрочного запоминания какой-то информации. Например, мы можем мысленно повторять чей-то номер телефона или название какой-то улицы.

Наибольшего своего развития память достигает к 20—25 годам и примерно остается такой же до 50 лет. Потом способность запоминать и воспроизводить информацию постепенно ослабевает. Все же профессиональная память может сохраниться на должном уровне даже в пожилом возрасте. Поэтому тренировать память нужно смолоду.

Метки: